Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Викторина, посвященная жизни М.В. Ломоносова, которая была наполнена знаменательными событиями, знакомствами, открытиями и свершениями.
— От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В. Ломоносова? (Денисовка — от имени Денис.)
— С какого возраста Ломоносов начал трудиться вместе с отцом? (С десяти лет.)
— Какие книги Ломоносов называл ―вратами своей учѐности‖?
(«Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.)
— Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошѐл курс трѐх классов за один год? (Славяно-греко-латинская академия.)
— Что связывает М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф.Шубина? (Оба поморы. Ф.Шубин — сын дьячка Ивана Шубина, учившего Ломоносова грамоте.)
— С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? (В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук.)
— Какова цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году? (Изучение горного дела и металлургии.)
— Откуда взяты эти строки: ―Восторг внезапный ум пленил…‖? (Отрывок из самой первой дошедшей до нас оды Ломоносова на взятие Хотина, написанной в 1739 году.)
— Какую науку Ломоносов называл своей любимой наукой? (Химию.)
— В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется? (В 1755 году. Московский государственный университет имени Ломоносова.)
— Что объединяет просветителя Н.Новикова, автора «Недоросля» Д.Фонвизина, архитектора В.Шубина? (Все они были выпускниками основанного М.Ломоносовым университета.)
―Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец...‖ Кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова? (А.С. Пушкин.)
Химия — в XVIII веке была вспомогательной наукой. Ломоносов вывел еѐ в ряд ―первейших наук‖, создал химическую лабораторию. Нашѐл рецепты цветных стѐкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику.
Физика — 1748 год — открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества.
Астрономия — Ломоносов открыл наличие атмосферы на Венере.
Метеорология — Ломоносов был пионером в этой науке, проводил
систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.
География — Ломоносова считают одним из основоположников российской географии. Сделал попытку географического описания страны, обосновал целесообразность освоения Северного Ледовитого пути, руководил созданием «Российского атласа».
Минералогия — Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог. Работал над «Всеобщей российской минералогией». История — Ломоносов был не только естествоиспытателем, огромен его вклад в развитие гуманитарных наук. Он написал исторический труд «Древняя российская история».
(Подведение итогов, подсчѐт баллов.)
Ты наш учѐный, наш поэт,
Наш первый университет.
Достойны ль мы хвалу взносить
Тебе, о Человек, деянья чьи
Так велики и так могучи,
Сравниться с ними даже кручи
Гигантов-гор не смеют.
Нет, ты не бог,
Не наделѐн божественной ты властью.
Но разумом божественных высот достиг,
О Человек, что испытал всѐ и проник.
Ты умер, но деяния твои живут.
И будут помнить их не один век.
И люди память твою свято чтут.
О гений, ты — чудо-Человек!
(Н.Бутерина)
Достойны ль мы тебе хвалу воздать?
О, просветитель, реформатор и поэт!
За эти пять десятков лет
Не прекращал ты поднимать
Могучую Российскую державу,
Не думал даже опускать
Ни рук своих златых,
Ни гордую главу.
И ты любовью вечной Россию полюбил,
И, словно своей честью, Россией дорожил.
Из мрака и невежества Россию поднимал
И в одах своих дивных державу воспевал.
О, ты не просто академик,
Ты гений, ты творец, титан,
Ты создал новые науки,
Открыл врата познанья нам!
(Ю.Егурцова)
Ломоносов-сила национального гения
Ломоносов был не только ученым, поэтом, занимался научными открытиями и исследованиями в области математики, истории, мозаичного искусства, географии, химии, физики, рисования, стихосложения, но и замечательным организатором. Именно он 250 лет назад основал Московский университет, первое настоящее высшее учебное заведение России. В отличие от западноевропейских университетов преподавание в нем велось не на латинском, а на русском языке. В университете могли учиться дети не только дворян, но и других слоев населения. Он изобрел много приборов, инструментов и другие важные открытия в своей жизни.
Человек рождается на земле, чтобы оставить свой след, чтобы память о нѐм жила в сердцах потомков. Нужно воспитывать у наших ребят стремление учиться, трудиться не только во имя собственных материальных благ, но и для окружающих людей. Таким примером служения своему народу, Отечеству принадлежит М.В.Ломоносову.
Действительно, Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на
величайшую степень величества, могущества и славы.
«Моѐ единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы».
Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и
художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.
|